РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ ВЕРЫ
В тренера и в ученика
В определенный момент пары начинают считать, что все умеют сами и что ЗНАЮТ все сами
Куда идти, как развиваться. С кем заниматься. Что им нужно.

В основном это происходит, когда их поставили уже более-менее на рельсы и у них появилось чувство что у них получается. (К сожалению, они не понимают, что это лишь начальный этап). Особенно это касается взрослых пар. Но и пары, выращенные «с детства», тоже к этому иногда приходят.

Хочу рассказать лично мое видение данного процесса. Как тренера. Так же, как бывшего танцора, тоже совершавшего в своей жизни подобные ошибки (кого тренер к сожалению не посадил и как близкому человеку не объяснил что к чему. Не втолковал. Не доказал). Три года назад мы с Курчатовым Кириллом и Ревель-Муроз Сашей были на сборах в Братиславе. Там занимались многие топовые пары. Лекция А.Сильде. Объясняет конкретные моменты: Партнёр должен повести вес назад, чтобы вывести партнершу из Овер баланса обратно на ее ногу и повести в следующее действие. Все послушали, посмотрели показ. Начинали делать. Что? Своё. Как ОНИ понимают это движение. Партнёр не вернул партнершу на ногу, она кое-как вышла (естественно, это красиво, не очень заметно, так как уровень пар очень высокий). Но все же - именно то, что тренер хотел, чтобы они сделали, эта маленькая, но важная деталь, выполнена не была. Тем парам это не помешало танцевать свои финалы. У менее именитых пар начинаются проблемы. И это по большому счёту обычная ситуация. Почему? Потому что я вижу это со стороны - как показали и как пары это выполнили. А пары себя со стороны не видят. Это ОЧЕНЬ сложно - понять, сделал ли ты именно так, или нет. Именно поэтому каждой паре нужен взгляд со стороны. Какого бы уровня она не была. Во -первых, один в поле не воин и это истина всех веков. Во-вторых, ощущения очень редко совпадают с реальностью. В этом каждый убеждался не раз. ????Теперь возвращаясь к теме, что думает по этому поводу тренер. Раньше, когда у меня было всего несколько пар и много энергии, я старалась им всем помочь. Вспоминая, как было трудно мне, как дорого мне давалось обучение на своих ошибках. Мне хотелось всем помочь. Всем доказать.

И в принципе, хорошо получалось. То есть я фактически насильно делала своих учеников лучше, меняя именно мог и подход к делу. Но это пока были силы.

Я думала, какая я молодец. Что как жаль, что со мной ТАК не разговаривали. ТАК не объясняли. Сейчас, когда пар много и они высокого уровня, столько сил и энергии уже нет. Я все еще практикую бесплатные занятия, переработку, разговоры по душам в свое личное время с попытками объяснить смысл. Но все меньше мне хочется тратить это время на тех учеников, которым это не нужно. Которые из раза в раз поступают по-своему. У маленьких учеников эту функцию выполняют родители. Тут дело не в выражении лица. Ученик может зверем смотреть, обижаться, но слушать. Стараться. Пытаться. Приходить снова и снова. Спорить, извиняться, возвращаться. Другой же подходит с вопросом, получает ответ, и тут же пытается тебя переубедить. Зачем? Ведь это же ТЫ пришел за советом. Зачем же тогда пытаешься МЕНЯ переубедить? Это же у тебя проблема, затык. Не у меня.

Примеры:
1. У мальчика проблема с эмоциями.
Это его главная проблема, которая при всей его хорошей технической базе оставляет его чуть ли не в первых турах. Ну не нравится пара судьям. На прогоне делаешь замечание, что он не выполнил задание улыбаться (упрощаю для краткости). Он громко и уверенно: "Я улыбался!" Не просто "я старался". А "я улыбался, это вы не поняли". По большому счету мне безразлично твое мнение. А чужим судьям - и подавно. Если мне НЕ все равно и я не вижу нужного, они, которым все равно, подавно не станут всматриваться и выискивать то, за что тебе ставить крестик.
2. Пара из раза в раз планирует все сама.
Турниры, сборы, уроки. Хотят результатов, бьются как рыба об лед. С финансами большая проблема. Зачем-то берут иностранные сборы. Уроки набирают тоже, исходя из своих мнений, никого не спросив. И хотелось бы им помочь. Объяснить, что этому тренеру не нужно относить 130 евро.Она не судит, им на данном их этапе развития ее информация не нужна, особенно при данном финансовом положении. Лучше поездить с руководителем по иностранным соревнованиям, например. Но пара не задает вопросов, Не подходит. Два варианта - либо бегать со своими советами за парой (чувствуя полный игнор), либо дать возможность совершать свои ошибки... Что же делать тренеру, беря во внимание, что есть другие пары, которые спрашивают, прислушиваются?
3. Ученик перебивает тренера со словами «А я не согласен. Это было хорошо.»
Ученик выходит с прогона после очередного танца, тренер начинает ему говорить, что это было не то, что нужно, потому что.... И тут ученик его перебивает со словами «А я не согласен. Это было хорошо». С соответствующим лицом. Что сделает тренер? Даст по башке? Обидится? Замолчит? Не обидится, махнет рукой и замолчит?...
3. Ученик перебивает тренера со словами «А я не согласен. Это было хорошо.»
Ученик выходит с прогона после очередного танца, тренер начинает ему говорить, что это было не то, что нужно, потому что.... И тут ученик его перебивает со словами «А я не согласен. Это было хорошо». С соответствующим лицом. Что сделает тренер? Даст по башке? Обидится? Замолчит? Не обидится, махнет рукой и замолчит?...
4. Проблемы с партнершей.
Проблемы с партнершей. «Все из-за нее! Она тяжелая! Она не тренируется!» Ставишь мальчика одного станцевать прогон - на втором же танце даже СВОЮ позицию держать не может. Объясняешь, что вот, смотри! Это не из-за нее. Не хочет слышать. Ну что ж... Когда он в очередной раз решает сменить партнершу (а значит, автоматически откатится опять назад), просто грустно вздыхаешь.
5. «Нет! Я много тренируюсь! Я хорошо тренируюсь!»
— Ты мало тренируешься.
— Нет! Я много тренируюсь! Я хорошо тренируюсь!

А зачем, по-твоему, я говорю обратное? Наверное, потому, что вижу это со стороны, откуда, как известно, виднее. Итоговый вывод, который делает тренер, зависит от его квалификации, жизненной позиции (выгнать и потерять деньги или махнуть рукой и просто зарабатывать). От уровня усталости. От минутного порыва (все мы люди).
Сейчас, когда я уже много раз самоутвердилась в своих глазах как тренер, мне все меньше хочется бежать со своим мнением впереди паровоза и умолять, убеждать к нему прислушаться. Я считаю, что прислушаться надо ко мне. Я могу и хочу перерабатывать уроки с теми, кому это необходимо. Если вижу желание, отдачу. Помогать без денег (хотя меня за это и ругают). Но это мой выбор. И я должна ЗАХОТЕТЬ это сделать, а не БЫТЬ ОБЯЗАННОЙ. Помочь с платьем, графиком турниров, с советом, поговорить с психологом, наметить план. Это не входит в стоимость урока. Все это я делаю за счет личного времени.
Порой очень трудно слышать тренера. Всегда хочется возразить. И я такой была. И такие ученики у меня есть. Но если ты видишь, что внутри есть вера, любовь, интерес, то ты как тренер будешь разговаривать, объяснять и объяснять. А если есть одно сплошное эго, нет веры как в тренера и руководителя, если ученики находятся рядом только потому что удобно/выгодно/престижно... То это ведь чувствуется, это видно. И дальше то, что я уже писала - в зависимости от приоритетов тренера. Но всегда - что посеешь, то и пожнешь.
К чему же это все? К тому, что зачастую, смотря как пары совершают ошибки, становится очень грустно. Видя, как растрачивают потенциал не на то, грустно. Как зарываются в амбициях. И это не к тому, что я хочу, чтобы ко мне приползали за советом. Нет. Скорее я хочу снять с себя вину за отсутствие этого развития. Которой нет. Но почему-то чувствую, так как являюсь руководителем.

Я для себя открыла очень хороший совет. Если ты сомневаешься в советах тренера, то подойди к одноклубнику и попроси: «Скажи честно. Только честно, не боясь меня обидеть. Мне очень важно знать. КАК Я ТАНЦУЮ?» Только не к своим друзьям, а к нейтральным людям, кто имеет опыт, квалификацию, силу духа. Лучше - к нескольким. Только это нужно сделать, лишь искренне желая узнать правду. Только те, кто хочет слышать, имеет возможность открыть глаза на свои недостатки. Мы не хотим слышать неприятное. Но если подумать - почему мы стремимся зарыться в песок и не слышать про наши проблемы? Если так «хотим» быть лучшими? Ищите людей, которые скажут вам правду. Которые полюбят вас настолько, что будут готовы сказать вам эту правду.

Мне, например, всегда хотелось слышать в свой адрес только правду. Я не всегда принимаю ее сразу. Могу возразить, иногда жестко. Однако я всегда потом думаю. Размышляю. Меняю что-то в себе. Я многое воспринимаю в штыки, особенно в первые секунды. И если мне плевать на человека, я ничего не скажу, даже если его «проблема» налицо. Но если меня спросят, то всегда отвечу. При этом всегда понимая, что мое мнение - это лишь мое мнение, а не истина в последней инстанции.